Строительство завода дало мощный толчок развитию города - в Тутаев приехали несколько тысяч рабочих со всего СССР, на глазах росли дома, школы, детские сады. Однако перестройка подкосила стабильную жизнь ТМЗ. Здесь так и не был пущен конвейер по производству двигателей, мощности предприятия оказались загружены в десятки раз меньше планируемого, а долги завода поставщикам и в бюджеты перевалили за миллиард рублей. Месяцами не выплачивалась зарплата, увольнялись специалисты.
Несколько лет назад директором на предприятие пришел Борис Пешков. Его команде удалось погасить задолженность поставщикам, энергетикам и газовикам, выплатить долги по зарплате, наладить пусть небольшое, но стабильное производство, и сегодня зарплата выплачивается в срок, а объемы производства увеличились на 4 процента.
Интерес к производственным мощностям Тутаевского моторного проявляет автомобилестроительный холдинг "Руспромавто", который уже контролирует ЯМЗ, ЯЗТА, ЯЗДА. Однако 35-летие ТМЗ встречает в процедуре банкротства. По иску службы по делам о несостоятельности в прошлом году арбитражный суд за большие долги в бюджеты и внебюджетные фонды (предприятию предъявлены требования более чем на 1 млрд. рублей) ввел внешнее наблюдение на заводе. 6 мая, скорее всего, здесь будет введено внешнее управление.
Но кто же будет внешним управляющим на предприятии - ярославец или москвич, будет он действовать по согласованию с администрацией области и округа или нет - вопросы первоочередные. По мнению Бориса Пешкова, от решения их зависит не только судьба ТМЗ, но и перспективы развития Тутаева. Как ни крути, а сегодня завод - единственный кормилец почти 6 тысяч жителей.